Как планировать непредвиденные расходы?

Как планировать непредвиденные расходы?

Разработка любого проекта предполагает разработку бизнес-плана, одним из разделов которого является просчёт непредвиденных расходов. Наличие этого раздела является обязательным условием финансового планирование, ведь невозможно заранее предусмотреть все расходы с точностью до копейки. А учитывая сегодняшнее положение дел в Снг, этому аспекту уделяется особое внимание.

Как планировать непредвиденные расходы в бизнесе?

Что представляют собой непредвиденные расходы

Под непредвиденными расходами следует понимать определённую сумму денежных средств, которая выступает в качестве страховки на случай непредвиденных обстоятельств. Эти деньги должны покрыть расходы, которые не были заложены в бюджет и связаны с подорожанием материалов, некачественным бизнес-планом и прочими факторами. Такие ситуации могут возникать из-за того, что фирма-разработчик проекта пользовалась непроверенными данными, в смету были заложены заниженные цены на материалы и прочую продукцию или материалы, которые были закуплены, не отвечают заявленному качеству.

Есть ещё одна группа непредвиденных расходов, которая напрямую не связана с основным видом деятельности предприятия. Это могут быть штрафные санкции, неустойки, пени, которые начислены за некачественно выполненные услуги, задержку в поставках, в качестве возмещения убытков своим партнерами и потребителям.

Каждая организация и предприятие рассчитывает величину непредвиденных расходов, учитывая особенности своей отрасли, методы работы, надёжность поставщиков, ситуацию в стране и прочие факторы, которые могут повлиять на выполнение бизнес-плана.

Как рассчитать непредвиденные расходы

Для того чтобы правильно рассчитать размер резервной суммы (суммы непредвиденных расходов) стоит понимать, что непредвиденные расходы являются следствием возникновения и реализации рисков. Поэтому чтобы выявить сферы, где могут возникнуть непредвиденные затраты стоит оценить все риски и вероятность их наступления.

Стоит отметить, что вероятность наступления рисковой ситуации находится в прямой зависимости с размером непредвиденных расходов по конкретному направлению. То есть, чем выше вероятность наступления риска, тем больше должен быть размер резерва денежных средств и наоборот.

Существует два основных метода расчёта резервной суммы. Первый метод можно назвать техническим, заключается он в следующем: затраты, которые были внесены в бюджет проекта принимаются как наиболее вероятные, но это не означает, что они таковыми и останутся.

Механический метод предполагает расчёт размера непредвиденных расходов по всем аспектам отдельно. При этом методе от максимально возможного размера затрат стоит отнять вероятный размер затрат. Если полученная сумма будет очень большой, то и размер затрат соответственно тоже будет большой. А если разница будет маленькой, то и резерв будет маленький.

Используя этот метод расчёта, многие экономисты берут за основу максимальные величины и сознательно завышают резерв непредвиденных расходов. В таком случае стоит применить другой метод. Он заключается в том чтобы размер непредвиденных расходов определялся в процентом соотношении. При этом за основу берется общая сумма затрат по проекту, а в резерв закладывается сумма в 10% от общей стоимости проекта.

По окончании выполнения проекта сумма резервного фонда оценивается, после чего делается детальный анализ по каждой позиции. Если сумма осталась не израсходованной, то её можно оставить в резерве для выполнения следующего проекта.

Куда можно тратить резервную денежную сумму?

Хоть перечень непредвиденных расходов и очень велик, но это вовсе не означает, что их все нужно покрывать за счёт резервного фонда на случай непредвиденных расходов. Таким образом, наиболее рациональными направлениями траты денег, предусмотренных на непредвиденные расходы, являются следующие:

1. На возмещение непредвиденных трудозатрат и материалов, которые были заложены в план.

2. Выделение денег на дополнительные работы, связанные с проектом (если выявились заранее не предусмотренные экспертизы, анализы и прочие исследования и доработки).

3. Выделение денег на выполнение работы, на которую, согласно проекту, было выделено недостаточно денег.

4. На формирование временного бюджета для работ, на которые ещё не выделили средства.

Если же предприятие понесло штрафные санкции или убытки и в этом есть виновные, то такие затраты должны возмещать за счёт виновных, а не за счёт резервного фонда.

От непредвиденных расходов никто не застрахован, однако их количество можно существенно сократить, если тщательно прорабатывать проект и учитывать все нюансы. Особое внимание уделять рискам и их вероятности, дабы заранее обезопасить своё положение.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии